Летом обычно нормальные люди едут отдыхать на юг... Так как мы на юг просто переехали более 3-х лет назад, то отдыхать поехали на север. А именно, по круговому маршруту Апшеронск (Краснодарский край) - Сураж (Брянская область) - Барановичи (Беларусь) - Брест (Беларусь) - Санкт-Петербург - Москва - Апшеронск.
Первый участок пути был запланирован самым продолжительным и составил 1500 километров.
Уже через час пути вокруг нас начался невероятный разгул стихии. Сфотографировать это было совершенно невозможно, поскольку порой ливень не позволял не только выйти из машины, но и ехать с нормальной скоростью. Горизонт полыхал по всему периметру. Впервые в жизни я видела одновременно в небе несколько молний с разных сторон горизонта. И всё это светопреставление сопровождало нас на протяжении тысячи километров - почти до Воронежа. Лишь на следующий день мы узнали о бедствии в Сочи. Побережью досталась основная часть природного буйства, а с нашей стороны Кавказского хребта, несмотря на подтопления, обошлось без трагедий.
Дорога до Суража сюрпризов не приподнесла: трасса М4-Дон как обычно порадовала качеством и удобством, дороги Липецкой, Орловской и Брянской областей вполне ожидаемо ремонтируются и, кто знает, может когда-нибудь сравняются по качеству с дорогами Краснодарского края :) Сураж остался таким же, каким я его запомнила четыре года назад.
Погостив у друзей, мы отправились дальше, в Белоруссию, где в славном городе Барановичи проживают мои родственники и где я, к своему стыду, ни разу ещё не была.
Первым удивлением оказалась граница. То есть, она там есть... кажется... Но мы её не заметили. Просто проехав многочисленные пункты оформления страховки увидели знак "Гомельская область".
Так как лёгких путей мы не ищем, то в Барановичи мы направились не через Минск и не через Бобруйск, а вдоль Полесья, через Мозырь и Лунинец. Как нам потом объяснили, что эта дорога не лучшего качества. Дорога и вправду оставляет желать лучшего. Вообще же в Беларуси дороги нормальные, но мы ожидали гораздо большего от качества, после многочисленных рассказов туристов. Наверное, дело в том, что мы приехали не из Псковской области... Но об этом позже.
Чем сразу поразила Беларусь, так это чистотой, ухоженностью и размеренностью. Можно сколько угодно ругать Лукашенко, но то, что у страны есть радивый хозяин - это заметно сразу. Кроме того, нельзя не заметить, что чисто и опрятно не только в местах общественных, но и во дворах. Не думаю, что это заслуга руководства страны. Скорее всего, такое отношение жителей к своему дому - заботливое, уважительное, - свойство менталитета. Беларусы производят впечатление спокойных, доброжелательных, отзывчивых людей, которые не торопясь живут и основательно работают.
Очень интересно читать названия и рекламу на белорусском языке. В стране официально закреплено двуязычие: белорусский и русский языки. Надписи на двух языках воспринимаются совершенно привычно, также как в Крыму на трёх, а во многих других российских регонах на двух: русском и национальном.
Обочины дорог чистые, поля вдоль дороги засеяны, коровники как на картинке, сами коровки мирно пасутся, создавая абсолютно пасторальные пейзажи на всём нашем пути по дорогам Беларуси. А какие в Беларуси леса! Это же самые настоящие чащи! Мечта партизан :) Кстати, всё время пребывания в Беларуси в голове постоянно звучала песня Сябров "Белоруссия".
Недалеко от Барановичей есть город Несвиж, с великолепным замком, принадлежавшим княжескому роду Радзивиллов, который оставил значительный след в истории Великого Княжества Литовского. О самом замке и его владельцах лучше всего почитать на сайте Несвижского замка. Замок долгое время использовался как военный санаторий, но недавно его отреставрировали и открыли для посещения туристов. Также здесь часто проводятся концерты и театрализованные представления. Ниже - несколько фотографий замка снаружи и его внутреннего убранства.
Посетив охотничий зал, мы с дочерью решили, что нам тут не нравится. Всё-таки чучела животных - это не самый лучший антураж для комнаты. Жалко зверюшек...
Замок окружает ров с водой, за которым расположены несколько озёр, связанных со рвом шлюзами.
Нельзя приехать в Беларусь и не посетить Брест.
Есть такая расхожая фраза - "соприкоснуться с историей". В Бресте эта фраза становится осязаемой. Можно посещать древние памятники культуры и истории, восхищаться египетскими пирамидами, азиатскими храмами, европейской готикой... Но в Бресте мы сталкиваемся с недавней историей, с теми событиями, которые, несмотря на прошедшие 74 года, по-прежнему болезненно воспринимаются в каждой семье.
При входе в комплекс выставлены некоторые образцы военной техники.
Брестская крепость - это не только памятник Великой Отечественной Войны. Эта земля хранит в себе многие культурные слои, который по сей день исследуются специалистами.
Но главный музей крепости посвящён событиям лета 1941 года.
Спасибо моему брату, который настоял на том, чтобы мы взяли экскурсовода, потому что самим увидеть, заметить и осознать информацию, представленную в огромном комплексе совершенно нереально. К тому же экскурсовод нам попался хороший.
Почётный караул, состоящий из школьников города Брест, ежедневно несут вахту памяти у вечного огня до 14.00.
Некоторые фрагменты стен не реставрируют, а лишь консервируют во избежании разрушений. Например, эта расстрелянная стена сохранилась с того времени.
Рядом с крепостью на соседнем острове есть музей древнего поселения Берестье, которое относится к 11 веку.
Музей Берестье возведён куполом над раскопом деревни, которая законсервирована и представлена посетителям. Здесь же можно увидеть реконструкцию деревни в виде макета, а также археологические находки этой местности.
У музея Брестской крепости есть замечательный сайт, на котором размещена информация о мемориале, музеях, ценах.
Дальше наш путь лежал в Санкт-Петербург и дорога шла через Минск. К сожалению, не было времени осмотреть город, но проехав на машине через центр, возникло желание приехать сюда вновь.
Немного в стороне от трассы, недалеко от Минска располагалась Хатынь. И, хоть в планах этого не было, увидев указатель, мы не смогли проехать мимо. И не пожалели.
Первое впечатление от Хатыни - тишина. Вроде бы и люди есть, и строительные работы кое-где идут... Но тем не менее вокруг тишина и удары колоколов на символических трубах печей сожжённых домов.
О трагедии Хатыни и комплексе можно почитать на сайте мемориала.
Осматривая сожжённые дома и читая таблички, совершенно неожиданно узнали, что два дома принадлежали семье Барановских. Один ребёнок из этой семьи, Антон, выжил, но трагически погиб в 1969 году. Если учесть, что мой род восходит к фамилии Барановских из Западной Беларусии, то эта погибшая семья может быть моей дальней роднёй. И такое бывает...
В Беларуси трепетно относятся к военным памятникам. И в Бресте, и в Хатыни чувствуется искренняя забота и почитание, выраженные не только в монументах и музеях, но и в отношениях сотрудников музеев к гостям. Хатынь сразу хочется сравнить с подобным комплексом Саласпилсе в Латвии, но не получается. Ощущения другие. Я давно была в Саласпилсе и, может быть, за последние 10-15 лет там немного почистили и отреставрировали. Если государство и люди помнят свою историю, то у государства и людей есть шанс в этом мире. Если же уроки истории ничему не учат и сами исторические события используются лишь во имя политической коньюнктуры, то у государства будущего нет, потому что нет прошлого. В Саласпилсе осталась боль, в Хатыни кроме боли есть покой.
Детям обязательно надо показывать такие места. И рассказывать. И объяснять. Чтобы помнили.
После Хатыни вышли на трассу Витебск-Санкт-Петербург и направились в сторону границы. Границы, как и на въезде со стороны Гомеля, нет. Только пост ГАИ. Но при въезде в Псковскую область нас остановил закрытый шлагбаум. Первая мысль была - "ну надо же, пагранцы!". Увы, это было бы замечательно. Реальность оказалась несколько похуже. Трудно было поверить, но это оказался въезд на платный участок дороги.
Мы ездим много. Трасса М4-Дон знакома до мелочей и платные дороги давно уже не являются для нас чем-то загадочным. Стало привычным, увидев на трассе сообщение о начале платного участка, подготовить небольшую сумму из рассчёта 1-2 рубля за километр и приготовиться к нормальной разрешённой скорости и удобству дороги.
Но здесь всё иначе! Вместо ряда платёжных терминалов с оплатой из окна автомобиля, будка на обочине за шлагбаумом, куда непременно надо зайти, чтобы оплатить проезд. Стоимость оплаты участка около 50-ти километров - 228 рублей. То есть почти 5 рублей за километр. Но и это не главное. Условиями платной дороги всегда были более качественное обустройство дорожного участка и наличие альтернативного (бесплатного) пути. В данном случае сразу при въезде в область из другого государства - шлагбаум. Естественно, ни о какой альтернативной дороге речь не идёт. Что же касается покрытия и самой дороги, то многие просёлочные дороги дадут несколько очков вперёд этой так называемой "платной". Я даже не знаю, как сравнивать с обычными платными дорогами. Здесь никто ничего не строил. Просто перекрыли обычную дорогу не самого хорошего качества и взимают плату за проезд. Лишь на одном небольшом участке был положен новый асфальт.
Через пару километров на дорогу выбежал лосёнок. Знающим людям не надо объяснять, что на обычной платной дороге это невозможно, потому как дорога закрыта сеткой по всему протяжению, а для животных существуют места переходов. Так как на дороге по причине большого количества выбоин и отсутствия асфальта в некоторых местах развить скорость больше сорока километров в час довольно опасно, то затормозить мы успели, и лосёнок весело побежал по своим делам в лес.
И последнее. Судя по всему, такие шлагбаумы стоят на всех въездах в Псковскую область со стороны Беларуси. Честно говоря, я всегда была весьма невысового мнения об администрации Псковской области: здесь и деревни заброшенные, и леса неухоженные, и дороги ужасные... Но была надежда, что за последние 5 лет хоть что-то поменялось в лучшую сторону. Должна заметить, что в лучшую сторону поменялось только качество Новорижского шоссе, которое, судя по всему, находится в ведении федеральных властей.
И как же порадовал Санкт-Петербург! Думаю, что если бы даже не резкий контраст с Псковской областью, то всё равно мы бы заметили перемены к лучшему.
Уже при въезде в Ленинградскую область стало заметно изменившееся качество дорог. А уж при подъезде к городу приводят в восторг многочисленные развязки, виадуки и дорожная инфраструктура. Один КАД заслуживает отдельного упоминания. Всё становится очень удобно и красиво, позволяя Санкт-Петербургу заслужено называться второй столицей.
Первое место остановки у нас оказалось в самом неизученном мной районе - в десяти километрах от города по Выборгскому шоссе. Здесь есть замечательные озера дивной красоты, в окресностях которых построены многочисленные коттеджные жилые районы. В одном из таких посёлков среди леса мы и остановились у друзей.
Самое большое из озёр называется Медное. Это название неслучайно: озёрная вода имеет красноватый оттенок, потому что в состав воды входит большое количество меди. После купания в озере на коже остаётся небольшой тёмный налёт. Берега озера бургистые, многочисленные пригорки создают причудливый рельеф, а корни и стволы деревьев сплетаются в замысловатые фигуры.
Немного отдохнув в этом красивом месте, мы направились в Кронштадт.
В Ленинградской области есть две крепости, которые обязательно надо посетить: Кронштадт и Шлиссельбург (Орешек). Одна находится в устье Невы при выходе в Финский залив, другая в начале Невы около Ладожского озера. Более доступен Кронштадт, так так до Шлиссельбурга ехать довольно далеко.
Раньше в Кронштадт было сложно доехать. Однако после реконструкции дамбы и постройки тоннеля на остров Котлин можно попасть с обоих берегов материка. За пять лет город очень сильно изменился. Участок КАД, который теперь проходит через Город, позволил Кронштадту начать новую жизнь. Конечно, многое ещё надо реконструировать и восстанавливать. Но теперь это точно будет делаться.
Великолепный Морской собор! Один из самых красивых соборов, которые я когда-либо видела.
Недавно он был полностью отреставрирован и открыт для посетителей и верующих.
Гуляя по городу, обнаружили дерево желаний и, конечно, не смогли пройти мимо: прошептали свои желания в огромное ухо :)
Форт Шанец сохранился таким, каким я его помню, но стал значительно чище. Сейчас здесь обустроена парковка, доступ к заливу перекрыт шлагбаумами (пешком можно пройти без проблем), установлены информационные доски. Вероятно, его будут реставрировать под музейный объект, как и форт Константин, расположенный при выезде с острова по КАДу в сторону Петергофа.
На маленьких островах вокруг Котлина расположены многочисленные фортификационные сооружения. На большинство островов можно добраться только на лодке. Но есть также форты, куда ведут узкие дороги по косе. В один из таких фортов мы и решили заехать. 1-й Северный форт.
На следующий день у дочери был День Рождения, который она хотела отметить именно в Санкт-Петербурге. Заранее наши друзья взяли билеты на ночной вояж по Неве на речном теплоходе с дискотекой. Отправление было назначено на час ночи с Васильевского острова.
Основательно выспавшись ближе к ночи мы отправились любоваться ночным городом. Так как город мы хорошо знаем и любим, то прошлись по самым любимым местам.
И, конечно же, не могли не почтить своим вниманием эту маленькую пичугу :)
На причал мы пришли заранее. Пришлось немного подождать, поскольку рейс задержали. Было объявлено штормовое предупреждение, вода в Неве поднялась, поэтому выход в рейс оказался под вопросом. Однако разрешение дали, но разводки мостов в эту ночь не было по погодным условиям. Мы не роптали, привыкли уже в своих предгорьях Кавказа жить "по фактической погоде".
Поездку по ночной Неве описать совершенно невозможно. Полный, абсолютный и всепоглощающий восторг!
Это был мой первый опыт подобной поездки. Если хотите увидеть ночной Санкт-Петербург, то, кроме пешей прогулки по городу, необходимо совершить ночную прогулку по Неве именно на таком теплоходе. Это часть жизни города, это красивейшие пейзажи, это удивительное настроение праздника.
На судне собралось около сотни человек. Совершенно разные компании: кто-то отмечал окончание института, кто-то решил таким образом провести девичник, кто-то отмечал День Рождения (как мы), а кто-то просто включил эту поездку в программу посещения города.
Четыре часа по реке пролетели незаметно.
Современные городские постройки с воды смотрятся также великолепно, как и историческая застройка. Думаю, что этому во многом способствует продуманная подстветка.
Рассвет наступил быстро...
К слову сказать, белые ночи хороши тогда, когда ночью гуляешь. Но вот спать в отсутсвии ночи весьма затруднительно.
Питер не часто балует солнышком и хорошей погодой, но нам повезло.
Солнце начинает освещать город, отражаясь в окнах, сверкая на золотых куполах.
Выспавшись до обеда, мы выехали в Москву.
На этом участке нашего пути произошло одно прекрасное изменение - построили объездную дорогу вокруг Вышнего Волочка! Вспоминая часовые пробки в центре города, мысленно ещё раз говорю "огромное спасибо" тем, кто всё-таки строит новую дорогу Москва-Санкт-Петербург.
Родная Москва встретила нас обычной суетой и деловитостью.
Мы уже немного устали путешествовать, поэтому время в Москве в основном было отдано общению с друзьями и родными и встречами по работе. Да и не хотелось ни в какие музеи, а театры все летом разъезжаются на гастроли.
Единственное место, которое мы планировали посетить - парк "Патриот". Но оказалось, что парк пока работает только во время форумов и выставок, а основное открытие планируется на 2017-й год. Так как всё равно оказались рядом с Кубинкой, то не могли не посетить музей бронетанковых войск.
Что я хочу сказать... Девочки, если вы хотите отдохнуть от мужчин, то отправляйте их сюда. При этом возраст мужчин совершенно не имеет значения.
Через минут двадцать мы с дочерью обошли все залы и эскпонаты и присели на скамейку. Ещё через полчаса пошли искать наших мужчин и обнаружили их перед входом во второй зал (всего восемь). На вопрос "а долго вы ещё тут?" мы получили в ответ отсутствующий взгляд и невнятное бормотание. Было ясно, что они не с нами.
Предупредив мужчин, мы направились к машине. Там мы успели подремать, поболтать, "прикурить" машину туристов из Самары...
По дороге из Москвы домой высадили сына в экспедиции в Костёнках, где он и будет трудится на благо археологии вплоть до конца августа :)
Leave your comments