В нашей беспокойной семье отношения с железнодорожным транспортом как-то не сложились. Свыше тысячи километром мы летаем самолётами, а меньше тысячи - автомобилем. Обычными направлениями наших путешествий на машине являются запад или юг, однако на этот раз мы поехали на восток. Конечным пунктом нашей поездки стал славный город Йошкар-Ола. Мы и ранее бывали в этом городе, но не рисковали ехать в этом направлении на машине. Аэропорт здесь долгое время не работал, поэтому мы добирались сюда по нелюбимой железной дороге. Но на этот раз решили не изменять традициям и исследовать направление бывшей Владимирки, по которой ранее ездили только до Суздаля.
Не рассчитывая на быструю дорогу, но с твёрдым намерением добраться не позднее девяти вечера, мы подняли детей рано утром и в 5.30 утра выехали на МКАД. Встречное движение в Москву в это время суток произвело неизгладимое впечатление: машины двигались плотным потоком, застревая на светофорах и стремясь как можно быстрее проскочить въезд в город, поскольку через час здесь уже будет настоящее столпотворение. Но выезд из города в это время абсолютно свободен и мы проскочили первые двести километров совершенно незаметно. Владимир мы прошли по объездной, поскольку неоднократно бывали тут раньше и уже к полудню прибыли в Нижний Новгород.
Через 150 километров от Владимира стоит славный городок под названием Гороховец, со своеобразной архитектурой. Здесь, согласно билборду, имеется горнолыжный курорт «Пужалова гора», который мы решили когда-нибудь обязательно посетить.
В Нижегородской области постоянно попадались места, где по-прежнему из под земли выходит дым. Из-под корней обугленных деревьев вдоль дороги поднимаются столбики и столбы дыма, напоминая о невыносимом лете.
К Нижнему Новгороду мы подъехали в предвкушении созерцания архитектурных красот и исторической застройки. Поэтому решили не уходить по объездной, а поехали напрямую через город. Однако нашим ожиданиям не суждено было сбыться. Основная часть города представляет собой стандартную жилую застройку по принципу спальных районов любого города мира. Особенностью городского пейзажа является невероятное количество промышленных предприятий, серыми громадами нависающих над улицами и придающих индустриальный вид древнему городу. Надежда увидеть старый город и Кремль также не оправдались, потому что интенсивность движения в городе оказалась немногим меньше московской, и нежелание стоять в пробках заставило нас отказаться от этой идеи.
Зато совершенно неожиданное впечатление произвёл город Чебоксары. Вот уж удивил нас этот город своей чистотой, красотой и удобством. Причём это можно отнести как к историческим местам, так и к жилым кварталам. Зачастую исторические постройки и современные стилизации соседствуют друг с другом, но они совершенно удивительным образом гармонируют (в отличие от подобной практики в Москве).
Кроме застройки порадовали названия окружающих населённых пунктов: Москакасы, Рыкакасы, Калайкасы, Сундукасы, Хыркасы и многие другие на тот же манер. Пока нигде не нашла, что означает слово «…касы», хотя, вероятнее всего, оно связано в чувашском языке с фиксацией населённого пункта («деревня», «село» и т.д.). Если кто-нибудь сообщит мне значение таких названий, буду весьма признательна. Так вот на фоне многочисленных «..касов», совсем уж как-то обыденно выглядят названия Сундурь или Шупашкар (Чебоксары).
И, конечно, нельзя пройти мимо рекламных щитов, среди которых наибольшее впечатление произвела предвыборная агитка какой-то партии. Слоган звучит так: «Городу – новый зоопарк! Народу – новую жизнь!».
До столицы Марий Эл дорога от Чебоксар идёт через Чувашскую ГЭС.
Йошкар-Олу мы посещали не первый раз (и, надеюсь, не последний) и поэтому столь печально было видеть сгоревшие леса на подъезде к городу, где ещё недавно отдыхали на берегу озера. Сейчас сгоревший лес спиливают и подготавливают места для высадки новых деревьев.
Вероятно, для самих марийцев особой трагедией была гибель священных рощ. Они очень трепетно относятся к берёзе и рябине, и по сей день наделяют эти деревья магическими свойствами. Священные рощи неприкосновенны. Иные народы, населяющие эти земли, с уважением относятся к верованиям марийцев. Не берусь утверждать, что это является исключительно их доброй волей. Скорее всего, даже люди не отличающиеся религиозностью и верой в магические силы опасаются проклятья языческих духов. Поэтому повсюду среди вспаханных полей можно увидеть маленькие островки нетронутых священных рощ и древних марийских кладбищ.
По-прежнему удивляет то, что об этом крае в центральных регионах ничего неизвестно. А ведь здесь и Волга, рыбалка на которой в рекомендациях не нуждается, и река Кокшага, по которой во время половодья проходит дружный сплав туристических плотов (по 200-300 плотов ежедневно), и невероятной красоты озёра, по берегам которых расположились многочисленные дома отдыха. Нельзя не согласиться, что сервис в этом районе весьма далёк от идеального, но ведь это всего лишь вопрос времени и практики. Возможно когда-нибудь туристические фирмы прознают об этих нетронутых местах и по здешним нехоженым лесам пройдут велосипедные, конные и пешие маршруты, санатории, пансионаты и дома отдыха поднимут уровень сервиса и примут многочисленных гостей, которым изрядно надоела Турция, а красивые реки, утопающие в густой зелени, смогут похвастаться своими берегами не только тем, кто уже знает об их существовании. А сейчас, пока большинство наших сограждан, живущих в столицах и их окрестностях, считает, что республика Марий Эл находится далеко за Уралом и добираться туда надо неделю на перекладных, у меня и моей семьи есть возможность наслаждаться тишиной и красотой почти не тронутой природы.
Хочется отметить, что вся дорога от Москвы до Йошкар-Олы оказалась в весьма сносном состоянии, особенно в сравнении с дорогами Тверской и Липецкой губерний. Весь наш путь проходил при дневном свете, поэтому освещённость оценить не могу, но разметка имеется почти на всем протяжении (за исключением мест ремонта дороги) и покрытие вполне приличное (ямы и выбоины попадаются только на участке километров двадцать между Нижними Новгородом и Чебоксарами). Если исключить время, потраченное на различные остановки и незапланированные пробки, то получится, что дорога от Москвы до Йошкар-Олы, если ехать в нормальном режиме, а не гнать за 150 км. ч., занимает не более девяти часов и составляет 750 километров. Что касаемо проверок на дорогах доблестными бойцами ГИБДД, то стоить отметить их массовое наличие в данном направлении, а посему хочется искренне сказать «спасибо всем тем, кто мигал дальним светом».
Ссылка на страницу обязательна. Использование любых материалов только по согласованию с автором
Оставьте свой комментарий